Представляем партнёра конкурса - Наталью Шакирову

Бисер… Маленькие бусины, из которых рождаются большие шедевры… Пожалуй, в наше время нет равнодушных к этому виду изделий: кто-то плетет сам по схемам из журналов рукоделия, кто-то покупает изделия на свой вкус и цвет в свое пользование или в подарок как в магазинах, так и у мастеров этого ручного творчества, а кто-то просто любуется ими, получая визуальное удовольствие.

Наталья Шакирова – уже известная многим своими уникальными аксессуарами из натурального камня, смогла в полной мере гармонично использовать в созданных ей шедеврах магию камня и тонкую технику бисероплетения.

Авторский бренд мастерицы нашел своих почитателей и среди модного бомонда, и среди многих российских и зарубежных ценителей украшений ручной работы. Ведь они изысканны, неподражаемы и шикарны! Эти изделия завораживают своими сказочными и космическими мотивами…
Каждое украшение от Натальи словно рассказывает нам какую-то историю… Бесподобные переливы света на рельефах этих изумительных изделий словно приглашают прикоснуться к их тайне, к их миру…

Как – будто что-то волшебное и необычное вот-вот случится – только протянуть руку и узнать… И прикоснувшись, мы испытываем легкое ощущение красоты и загадочности, окунаемся в удивительный мир камней и кокетливого бисера – это становится приятным воспоминанием, к которому хочется вернуться…

У камня, как у природного материала, есть своя живая энергия и история, но и у бисера, хоть он и искусственно создан, тоже есть частичка энергии мастерицы, которая с ним работала, и своя давняя история …

Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства

Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

История создания бисероплетения уходит своими корнями в Древний Египет, который по праву называют родиной этого вида рукоделия.
Дело в том, что именно в этой стране примерно 3 тысячи лет назад было изобретено стекло, из которого и началось производство первых настоящих бусин. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья.
С изобретением стеклодувной трубки (это тростниковая или железная трубка с рукояткой и мундштуком) начинается производство материала, которому на многие века суждено было стать одним из любимых у мастериц всех времен и народов.

Открытие техники выдувания стекла с помощью трубки в I тысячелетии до н. э. по одной версии приписывается финикийцам, по другой — египтянам. Так или иначе, но это позволило наряду с производством ценного стекла с очень сложной технологией изготавливать в большом количестве легкое, тонкостенное, пустотелое стекло.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение — узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире.
У некоторых народов он даже служил разменной монетой.

Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров.

В России изделия из стекла, бусы и бисер также издавна были известны у многих населявших ее народов.

В ходе археологических раскопок в Новгороде, Киеве, Чернигове и некоторых  других городах было обнаружено множество стеклянных изделий и украшений из бисера, которые датируются IX -XIII веками. Также были найдены несколько стеклодельных мастерских того же времени. Это позволяет предположить, что уже тогда русские мастера могли изготавливать бисер из стекла.

Наши прародители отдавали предпочтение живым природным материалам и, прежде всего, жемчугу.
Под словом «бисер» русичи на протяжении многих веков понимали именно жемчуг. В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества. Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки. Именно в этой области жемчуг имел наибольшее применение. Так повсеместно возникли и получили развитие различные приёмы шитья жемчугом, создалось своеобразное народное искусство жемчужного шитья.

Жемчужный бисер нередко служил украшением одежды не только духовенства и знати, но и простых людей, которые с удовольствием расшивали свои парадные платья речным жемчужным бисером.

Когда же добыча жемчуга в России стала уменьшаться, а жемчуга для расшивки тканей и плетения различных украшений требовалось все больше, жемчужный бисер стал заменяться стеклярусом и искусственным бисером из стекла.
Однако само понятие «бисер» практически до самой середины семнадцатого столетия было тесно связано с жемчужным бисером.
Только в середине восемнадцатого столетия оно заменилось на привычное нам «стеклярус».

Славянские народы были знакомы со стеклянными ожерельями и бисером не только благодаря торговым отношениям со странами Ближнего Востока и Византией. Стеклянные ожерелья, перстни и браслеты всевозможных форм из непрозрачного, полупрозрачного и прозрачного стекла разнообразных цветов (преимущественно зелёного, жёлтого, синего, фиалкового и чёрного) изготавливали в небольших местных стекломастерских. Большое число таких поделок и бус производили Киев, Новгород, Чернигов, Старая Ладога, Белая Вежа, Тмутаракань…

Особенно широкое распространение бисероплетение, а также бисерная вышивка получили во время существования Киевской Руси. В это время возникает и развивается отечественное стеклоделательное производство, получившее в XI — начале XIII вв. массовый характер.

Производство именно бисера появилось вместе с Византийскими мозаичными мастерами, которые пришли на Русь после принятия христианства. Но вследствие многовековой междоусобицы, а затем нашествия ханских завоевателей, это дело не удержалось, и широкое производство стекла на Pycи прервалось на много столетий…

Возрождение бисероплетения на Руси начинается лишь спустя три столетия, в XVI веке.
Собственно бисер в России долгое время был привозным. Но уже в XVI — XVII вв. предпринимаются первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. При первом российском императоре Петре I русских людей посылали за границу учиться стекольному делу, в том числе и искусству изготовления бисера.

С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси. Поднявшаяся и окрепшая после нашествия монголо-татар и смутного времени страна наконец-то смогла передохнуть и взглянуть в свои глубины, на духовные истоки и потенциал.

Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров; привлекался для отделки дворцовых залов; украшал быт помещичьих усадеб; употреблялся в народных костюмах, царских туалетах и предметах культового назначения (иконах, книгах, образках, церковной одежде) и т. д.

Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно — прикладного творчества; приёмы работы — вышивка, вязка, низание — вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Традиция искусства шитья была ещё крепка в русской семье того времени, ещё не забылись наставления бабушки-боярыни, которая сама сидела за пяльцами среди своих девушек в терему. Будь то простая крестьянка, помещица или царская дочь, девушек сызмальства обучали вышивке. В каждой помещичьей семье и хозяйка дома, и её дочери принимали живое участие в рукоделиях.

Начиная с XVIII века бисер и стеклярус активно использовали для отделки народного костюма. Ими расшивали одежду, головные уборы, обувь, из них плели разнообразные украшения. Русские мастерицы создавали непревзойденные по качеству и художественным достоинствам произведения, среди которых самыми известными были вышивка шелком и золотом с использованием бус, жемчуга, самоцветных камней. По своему уровню они могли поспорить с живописью.

В России существовало множество техник плетения и работ с бисером. Особенностью русской бисерной вышивки всегда было то, что мастерицы использовали в своей работе не только бисер и стеклярус. Работы часто дополнялись другими самыми разнообразными материалами: бусами, кораллами, пуговками, ракушками, монетками, драгоценными камнями и русским жемчугом.
В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. М.В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стекольного дела – изготовление бисера. И вот на фабрике, которая была организована ученым в 1754 году в Усть-Рудице под Петербургом, стали учиться производить качественный бисер. Фабрика выпускала бисер и стеклярус, различные броши и смальту. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1770 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти Ломоносова производство было свернуто, и фабрика закрылась. Потребность в бисере вновь стала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

На конец XVIII и первую четверть XIX века пришёлся расцвет помещичьего быта, когда в усадьбах создавались целые ремесленные мастерские из крепостных крестьян. Многие их этих работников творили настоящие произведения искусства, становились великими мастерами!
В конце XIX века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.

В конце XIX — начале XX вв. изготовление бисерных украшений распространилось в самых разных регионах России, особенно в ее юго-восточной части, Поволжье, Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.
Благодаря красоте и разнообразию форм крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы в конце XIX — начале XX вв. получили всемирную известность. Они экспонировались и продавались на международных выставках и ярмарках в разных странах как Старого, так и Нового Света.

Мода на бисер породила огромный спрос, поэтому в конце XIX века, наряду с сельскими кустарными мастерскими, специалистов бисерного рукоделия начали готовить в специальных школах художественных рукоделий, открывавшихся во многих крупных городах России.

В начале XX века, после того как на знаменитой ярмарке в Лейпциге русские бисерные изделия имели грандиозный успех, в Петербурге было решено организовать школу народного творчества по обучению низанию и вышивке бисером. Появляются фирмы по производству бисерных изделий, в том числе и известная мастерская Н. Ламановой в Москве и Т. Ивановой в Петербурге, чьи работы пользовались успехом на всемирно известной ярмарке в Штутгарте. В то время искусные мастерицы обеспечивали себе неплохой заработок.

К сожалению, после революции 1917 года и последующих за ней войн бисерное дело резко прервалось и исчезло на долгие годы…
Практически все учебные заведения были закрыты, а многие мастерицы из высшего света в годы репрессий уезжали в страны Европы…
Конечно, оставались мастера, умеющие и любящие создавать из бисера прекрасные изделия, но большинство людей не знали или забыли о существовании такого вида искусства… Но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранились…

Возрождение бисероплетения в нашей стране началось лишь в конце ХХ столетия. Особенно яркими всплесками интереса к бисеропленню и бисерной вышивке были отмечены предвоенные и послевоенные годы, а также 1970-е. В 90-е годы XX века оно уже было  одним из самых любимых и популярных народных промыслов.

В наше время искусство изготовления бисерных украшений переживает новый расцвет, как в России, так и за рубежом. Интерес к этому виду творчества настолько велик, что во всем мире к настоящему времени насчитывается огромное количество объединений, кружков, клубов любителей бисероплетения. Выпускаются специальные журналы, создаются сайты в Интернете, посвященные изготовлению изделий из бисера и сопутствующих материалов.

Все это подогревается общим высоким спросом и неиссякаемым интересом к изделиям мастеров хенд-мейда как к оригинальным и неподражаемым, которые могут помочь подчеркнуть свою индивидуальность или стать уникальным подарком, а иногда — просто удовлетворить эстетические потребности личности в прекрасном и необычном.

Аксессуары из камня и бисера от Натальи Шакировой – уникальный авторский бренд современности, в котором мастерица продолжила раскрывать глубину и новые грани красоты и искусства этого поистине прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.
Это нашло широкий отклик в сердцах представительниц прекрасного пола, и бренд Натальи уже заслуженно «дефилирует» на подиумах, красуется на витринах модных бутиков, заявляет о себе в публикациях модных журналов и известных интернет – площадок, становится почетным гостем выставок столицы.

Такие аксессуары станут великолепным и уникальным дополнением дамского гардероба, ярко преобразуя индивидуальность их избранницы и притягивая взгляды восхищения!

Опубликовано: http://missms.ru/predstavlyaem-partnera-konkursa-natalyu-shakirovu/